Современные требования к созданию предметно - развивающей среды в ДОУ

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Сам термин «развивающая среда»  стал очень популярен и используется многими авторами. Однако, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Повышенный интерес практиков к обновлению предметной среды обусловлен тем, что среда развития ребенка в детском саду – это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит заданный педагогом воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, это «среда обитания», «средаразвития» ребенка-дошкольника, в которой он находится значительную часть времени, и где может реализовать собственные потребности и интересы.
Проект Федерального института развития образования «Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений с дифференциацией по видам в зависимости от приоритетности тех или иных направлений развития ребенка, СанПиН. Данные документы дают определенные ориентиры для построения предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда группового помещения – неотъемлемая часть целостной образовательной среды. В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-пространственной среды. Возможны разные конкретные варианты при условии, что учитывается возрастная специфика, под которую выстраивается целостный образовательный процесс.
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:
-реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы;
-требований нормативных документов;
-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
-общих принципов построения предметно-пространственной среды. Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования. Основным из которых является принцип соответствия предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательного процесса.
Таким образом, для построения предметно-пространственной среды  учитываются следующие принципы:
1.Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития  ребенка в образовательном процессе. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей
2.Принцип открытости.
Принцип открытости можно  реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего “Я”. Данный принцип можно посмотреть в организации таких стендов: «Здравствуйте я пришел!». Размещая свои имена на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.
«Уголок  именинника»- постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом.
Здесь же можно разместить «Дерево желаний», где ребенок может нарисовать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Персональная посуда, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т.п.
«Звезда дня» - на самом видном месте вывешивается плакат с фотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я- концепции», развитие самосознания и самооценки.
Рубрика «Я умею»,  «Я люблю», заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. В младших группах воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте, дети могут это сделать самостоятельно.
«Я научился!»- информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы.
Для демонстрации достижений отдельного ребенка в группе или в приемной можно оформить персональные выставки работ детей. 
«Моё настроение» - в специально организованном уголку помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее  отличное, в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния.
Стенд «Я, какой!», на котором отмечаются качества ребенка (трудолюбивый, добрый, аккуратный).
«Мы друзья», стенд где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается.
Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы.     Они имеют индивидуальные названия, свои стиль цветового оформления группы, оснащение групповых помещений сюжетной мебелью: например, времена года, космос, морская тематика, оформление стендов.      Каждая группа  может иметь свое название,  которое обыгрывается в предметной среде группы, каждый ребенок имеет личный шкафчик, где написано его имя, данные его родителей, контактные телефоны.
3.Принцип гибкого зонирования.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширятся. Образно говоря пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих.        Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
4.Принцип полифункциональности-предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса,  и в этом смысле должна быть многофункциональной.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
5.Принцип транформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).       Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Мы на пути созданияв каждой группепсихологических уголков. Материалы для уголков следует подбиратьс учетом их основного назначения.
Зона для психологической разгрузки воспитанников должна быть оборудована уголками для уединения (шатер, палатка, ширма и т.д.), мягкой мебелью, фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями, мягкими игрушками.  В  уголках для уединения  дети могут  «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Если пространство группового помещения должно быть полифункциональным, то в связи с этим предлагают разделить его на три части:
1.Зона для спокойной деятельности («спокойная» зона). Здесь можно разместить центры«Книги»,«Театрализованной деятельности».
2.Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т.п. (условно – «активная» зона).Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, физкультурный.
3. Рабочая зона. Здесь размещаются центры науки,игротека (математики),искусства, а такжеинформационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия позновательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми.Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными.Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначением.
Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы, двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т.п.). Каждая зона включает соответствующий материал (каким материалом нужно наполнить каждый центр, для этого необходимо ориентироваться на проект «Требования ксозданию предметной развивающей среды»).Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т.п.).Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор.
Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Если в дошкольном учреждении по каким-либо причинам нет того или иного оборудования, мебели, можно выйти из положения, реально оценив имеющиеся возможности. Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой.